Похилевич Л.И.«Сказания о населённых местностях Киевской губернии…»

Похилевич Л.И.«Сказания о населённых местностях Киевской губернии…»



Интересуясь письменными свидетельствами об истории Малина, встретил фолиант Похилевича Лаврентия Ивановича (10.08.1816-18.03.1893). Возможно это единственное (др. пока не найдено) из литературных свидетельств на русском языке середины 19 века, где описаны все селения Киевской губернии. Автор вложил в него огромный подвижнический труд, как по сбору данных, так и их литературному представлению. Собирая по крупицам сей огромный труд, он назвал его: «Сказания о населённых местностях Киевской губернии или статистические и церковные заметки о всех деревнях, сёлах, местечках и городах, в пределах губернии находящихся. Собрал Л. И. Похилевич в 1861г. (ч.2). Издание Киево-Печерской Лавры, 1864». Своё участие автор оценивает весьма скромно, обозначая его глаголом «составил».

Описывая жизнь селян, автор даёт весьма и весьма подробное изложение истории собственников земель, состояния церквей и костёлов и их владений, принадлежности населения к сословиям. Из высказываний автора видно, что он ярый сторонник православия и неодобрительно относится к католицизму. Середина 19 века- близится отмена крепостного права, но в сказаниях это отражения не нашло. Ознакомившись с сим трудом, заметил одну особенность описания селений.

Автор приводит численность евреев в селениях и время их появления в них. Но это безымянный люд – ни имён, ни фамилий, ни области приложения труда. В большинстве случаев нет никаких данных об их жизни даже там, где они представляют существенное большинство. В описаниях не упоминаются еврейские присутственные места: ни молельные дома, ни синагоги, ни хедеры (еврейские школы).

В предисловии к «Сказаниям» Похилевич Л.И. пишет: «Я старался записать всё из рассказов простых поселян и присовокупил к ним, то о чём удалось доведаться собственным розыском. Бесспорно, труд мой не выдержит твёрдой критики; но как первая попытка на русском языке систематического описания селений целого края, основанного на преданиях и сказаниях самого народа; заслуживает снисхождения».

Всем, кто интересуется историей своего края, «Сказания ….» могут дать много фактологического материала об истории поселений, владельцев земель, состоянии церквей в середине 19-го века, сословиях и даже происхождения многих фамилий, прижившихся в Малине.


Малинчанин в 4-ом поколении Каменир Эмиль.


Создан 17 авг 2010



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником